Форум клуба ВИК Nordenvinden

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум клуба ВИК Nordenvinden » 15век » Шотландское вооружение


Шотландское вооружение

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

«В стране, где появляться на людях без оружия считалось и опасным, и неприличным», подданные должны были сами снаряжаться на войну – будь то за свой счет, или же их расходы покрывал лорд, с которым они заключали соглашение. Статут об оружии, изданный парламентом Роберта I в декабре 1318 г., требовал, чтобы каждый мирянин с землей или собственностью на 10 фунтов [вероятно, горожане и крестьяне побогаче], «имел для своего тела при защите королевства подходящий акетон [стеганка, acton / aketonam], бацинет (basnet / bacinetum) и пластинчатые перчатки (gluffis of playt / cyrotecas de guerra) (1), с копьем и мечом». «Тот, у кого нет акетона и бацинета, будет иметь хороший обержон (hobirgellum) или хорошую железную [кольчугу] для тела» и железную шапку (шапель-де-фер, capellum de ferro) (2), с пластинчатыми перчатками (а также, возможно, с мечом и копьем). Всё это следовало завести к середине апреля следующего года, для 10-фунтовых – под угрозой полной конфискации имущества (половина королю, половина лорду). Король повелевал, дабы каждый шериф вместе с лордами провели расследование касательно этого и немедля устроили после 15 апреля смотр.
Обе этих категории, несомненно, и есть «middle folk», йомены, свободные держатели и горожане. Они составляли ядро шотландской армии (3). Но все же не всю армию – больше было тех, кто победнее («малый люд») и владел собственностью, эквивалентной стоимости одной коровы. Эти персоны, согласно статуту, обязаны были обзавестись «добрым копьем или добрым луком со связкой стрел, а именно двадцать четыре стрелы с подобающими (деталями экипировки)». В случае нарушения королевской воли им грозило то же наказание, что приведено выше. Вероятно, первые две категории должны были составлять первые ряды шилтронов, а малый люд – задние шеренги построения.
Законодательство Брюса, похоже, лишь следовало за укоренившейся практикой и личным опытом (4). Если верить традиции: «Не было доспехов у людей Уоллеса… Но только меч и нож». Но то, что армия Уоллеса состояла из одних безземельных крестьян – миф, там хватало и свободных держателей земли с определенным достатком. Тот же Хэри Слепой постоянно упоминает доспехи у людей Уоллеса. Описывая войска Уоллеса после Стерлинга, он пишет, что они были отлично экипированы и в «блестящих доспехах», а перед вторжением в Англию Хэри (конечно, отражая современную ему практику подготовки набега) рисует следующую картину: Уоллес собирает людей, и велит «распределить между ними доспехи и коней, достаточно оружия, которого могло им хватить» (5).
Английские описания битвы при Бэннокберне говорят, что шотландская пехота была в шлемах (бацинетах, как видно из Барбора, описывавшего баталию Рэндолфа), «сплотив щиты», с секирами и «прочим оружием войны» (мечи и копья). «Каждый был снабжен легким доспехом (leui armatura), который нелегко было пробить мечом. Секиры они имели у боков и копья держали в руках» («Жизнеописание Эдуарда II»). Благо деньги у подданных Брюса были – благодаря дани, взимаемой с северных английских графств. В «Анонимной хронике» по поводу стычки при Майтоне (1319) сказано о шотландцах: «хорошо устроены и снаряжены для войны». Барбор это подтверждает. В его хронике король предлагает баронам на совете перед Бэннокберном: «…Отправимся на эту битву пешими, облаченными только в легкие доспехи (in litill armyng)».
Так что, худо-бедно, но шотландская пехота была экипирована металлическими и стегаными доспехами, «полированными шлемами и умбонами [щитами]» (Джеффри ле Бейкер об атаке шотландцев при Невилс-Кроссе) (6). Источники описывают при Депплин-Муре и Халидон-Хилле шотландцев, довольно сносно обеспеченных защитным вооружением (пехотинцы-простолюдины перечисляются «в легких доспехах», leviter armati, в расписаниях шотландских баталий; «Брут» уточняет – «много добрых стальных обержонов»), так как лучники поражали их именно в лицо. То есть, только их шлемы были без забрал (в Шотландии, похоже, предпочитали бацинеты и шапель-де-фер без защиты лица), а в остальном, как видим, они нередко были малоуязвимы для стрелков (при Депплине почти все потери были за счет задохнувшихся и раздавленных в давке). Хронисты пишут, что стрелы попадали в лицо и «ослепляли», иначе (то есть по корпусу) они ранили (но могли и поражать «смертельно»). Сходство военной экипировки англичан и шотландцев подчеркивает Бертон (см. далее). А согласно поэтической версии «Брута», победители при Халидоне забирали себе снятые с трупов «платье и обержоны», ну и «все то, что они смогли найти на шотландцах».
При Хомилдон-Хилле (Хамблтон-Хилл, 1402 год), этом своего рода «малом Флоддене» XV века (столь же значительный процент военных потерь благородного сословия) граф Дуглас атаковал английских лучников, «будучи полностью уверен в своих доспехах (armatura) и в доспехах своих людей, над которыми они трудились уже три года» (Уолсингем). В «Анналах Генриха Четвертого» уточняется, что шотландцы были «уверены в защите доспехов, каковые доспехи, наподобие денег, отражали только стрелы». Впрочем, последствия атаки оба хрониста (люди, весьма далекие от реальностей войны) рисуют одинаково фантастически: английские стрелы «пронзали насквозь их доспехи, пробивая шлемы, проходя сквозь мечи, раскалывая копья и легко протыкая любое защитное вооружение. Сам граф Дуглас был ранен пять раз, невзирая на свои очень дорогие латы». В реальности Дугласа как раз доспехи и спасли, он был ранен именно в лицо, лишившись глаза. (Точно так же и Давид II при Невилс-Кроссе был ранен не куда нибудь, а «в лицо двумя стрелами».)
Еще при Флоддене (1513 г.) «передние ряды были самым надежным образом снаряжены» «от самых опасных попаданий стрел, которые лишь раздражали их и, если только не вонзались в не прикрытое доспехом место, не наносили никакого вреда». Епископ Дарэмский Томас Расел писал через одиннадцать дней после сражения: «У них были такие хорошие доспехи… что выстрелы стрелами не причиняли им вреда…». Другой современник сообщает, что защищены были они столь прекрасно, что «немногие из них погибли от стрел». Известно, что Иаков IV превратил замок Стерлинг в арсенал, производящий тысячи деталей защитного вооружения. Считается, что до 70% шотландской армии (хотя ее оценка более чем в 20-40 тысяч человек кажется завышенной) в 1513 г. носили пластинчатый доспех того или иного типа: «полные доспехи, джеки, Almain rivets [легкий пластинчатый доспех на заклепках, производимый в массовых количествах и импортируемый с континента], splents [броня для рук], павезы и прочие снаряжение». Даже удары биллей и алебард, единственное эффективное средство против бронированных шотландцев (от луков особой пользы не было), приходилось повторять, и атаковать одного скотта четырьмя или пятью англичанами, чтобы одержать верх. В то же время, длинные копья (7) и «большие и острые» мечи шотландцев не могли выдержать противостояние с древковым рубящим оружием противника.
Под «легким доспехом» в Шотландии понимали именно кольчужное бронирование. Хэри Слепой в 1470-е гг. описывает «добрый легкий доспех (lycht harnes)» шотландского воина. Туда входили обержон (под гоун), стальная шляпа (capleyne) в шапке (bonet), «пластинчатые рукавицы (glovis of plait), хорошо обтянутые сукном», на дублете тесное стальное ожерелье (coler). Известны находки кольчужных фрагментов в Шотландии.
Обержон дополняло стеганое защитное вооружение, акетон, а потом «джек» (Cool, и шотландские парламенты нередко устанавливали стандартные размеры для джека и его длину. В 1473 г. упоминается черная котта из льежского сукна «поверх его джека». Через восемь лет парламент требовал – все, кто «носит джеки для защиты своего тела, чтобы они делали свои джеки длиной до колена, те, у кого нет брони для ног и те, у кого есть броня для ног, чтобы их джеки изготовлялись достаточно длинными для того, чтобы прикрывать верхнюю часть их брони для ног». Джек мог быть «с кольчужной полой» (1500 г.), а мог и с кожаными полами – «за два куска кожи к означенному джеку вниз от талии» (1503 г.). При Пинки-Кле в 1547 г. шотландцы (по сообщению Уильяма Паттена) были все (и лорды, и простолюдины) одеты одинаково в «джеки, крытые белой кожей, дублеты из того же материала или бумазеи, и чаще всего белые чулки», вооружены помимо прочего мечами – у всех «неизменно широкими и вытянутыми», отличной закалки. Некоторые имели вытянутые в 4-5 рядов вдоль штанин и рукавов дублетов латунные цепи для защиты от ударов. Даже знатные воины не выделялись «брошью, кольцом или шелковой одеждой».
С конца 1450-х гг. в Шотландии известны не только «джеки», но и их «богатые родственники» – собственно бригандины. Француз Лижье (factori briggandarum) делал бригандины королю в 1459 г., и спустя три года получил два локтя шелковой ткани («именуемой satynfigure») на одну пару бригандин для короля. Джон Клемент занимался их изготовлением в 1473 г. На территории Берикшира в Колдингемском приорстве были обнаружены фрагменты шотландской бригандины (около 1450-1550 гг.). Это две железных, немного выгнутых пластины (0,13 м в длину и 0,04 м в высоту – первая, 0,105 м и 0,043 м соответственно – вторая). Пластины на латунных (изначально, похоже, позолоченных) заклепках со шляпками (по большей части плоскими) в виде восьмиконечных звезд. Отверстия для гвоздиков по нижнему краю отсутствуют на обоих, так что эти пластины, вероятно, стояли в нижней части доспеха, первая – на груди или спинной части, вторая – сбоку.
Источники дают понять, что шотландских ратников в походе сопровождали банды «малого люда», пешего вооруженного сброда, rangald, во время битв обычно охранявшего коней и обоз армии и следовавшего за войском в надежде на добычу и пищу. Интересно, что на известной миниатюре 1316 г. (хартия Карлайла) атакующие город с одним требюше четверо шотландцев (может быть, пограничники или гэллоуэйцы, но вряд ли это хайлендеры) не носят доспехов. На них либо обычные накидки, либо, скорее, свободная одежда типа хука – наподобие пончо (поверх холщовой рубахи, конечно), вероятно, из шерсти или плотного холста. На голову накинут капюшон, либо, по мнению некоторых, надета большая шляпа со свисающими вниз полями, возможно, прообраз позднейшего берета (9). Вряд ли стоит трактовать эти предметы как накинутые в непогоду на голову пледы. Далее, можно думать, что скотты показаны без шоссов – с голыми ногами (если это так, то это объясняет более ранние и более поздние представления о них как людях с голыми коленями/ногами), но в башмаках и в брэ. В этой связи интересно отметить описание шотландского костюма в исландской «Саге об Эйрике Рыжем» (ее действие происходит в конце X в., но записана сага была в середине XIII в., а ее рукописи датируются XIV-XV вв.): «На них обоих была одежда, которую они называли бьяваль. Она была скроена так: сверху капюшон, по бокам разрезы, никаких рукавов и между ногами закрепка – пуговица и петля. Больше на них ничего не было».
На той же миниатюре 1316 г. отметим прислугу требюше, сапера, двух лучников, секироносца и копейщика (оба с треугольными щитами) – иными словами, военных специалистов и тех воинов простолюдинов, кого Фруассар называет слугами, рибо. Художник, не исключено, знал, о чем рисовал, и его буквица считается одним из древнейших и наиболее точных изображений шотландского мужского костюма.
Важную информацию о шотландском вооружении доносят до нас законодательные акты эпохи. Так, статут парламента 1426 г. гласит:
а) каждый джентльмен, имеющий земли на 10 фунтов или более, должен быть в подходящих доспехах и должным образом снаряжен бацинетом, всей броней для ног (haile legharnes), мечом, копьем и кинжалом (10);
б) джентльмены, имеющие меньше земель или безземельные, будут вооружаться согласно возможностям под присмотром и по усмотрению шерифов;
в) йомены, имеющие достаточно власти, чтобы желать стать латниками, будут иметь подходящие доспехи по усмотрению шерифов;
г) все прочие йомены королевства, в возрасте от 16 до 60 лет, будут обеспечены подходящим луком и связками стрел, мечом, баклером (небольшим круглым щитом) и ножом;
д) горожане и обитающие в бургах королевства лица будут вооружаться и иметь доспехи в подобной манере и устраивать смотры в бургах четырежды в год перед своими олдерменом и бальи.
«Они будут … хорошо экипированы в джеки, шляпы и splentis, с луками и связками (стрел), мечами и баклерами и секирами» (держатели монастыря Купара, 1474/5 г.). Городской совет постановил, чтобы все соседи и обитатели бурга имели наготове оружие и доспехи – мечи, секиры, салады и прочее защитное снаряжение (1484 г., Абердин).

Новые требования для проведения смотров оружия вышли в 1491 г.:
а) чтобы каждый джентльмен, имеющий земли стоимостью 10 фунтов или более, был в подобающих доспехах и должным образом вооружен бацинетом [в этом году он стоил по 13 шиллингов 4 пенса штука], саладом (sallet), белой шляпой [quhyte hat, шапель-де-фер], горжетом или peissane [т.е. pizaine], всей броней для ног, мечом, копьем и кинжалом (swerde, spere and dager).
б) джентльмены с меньшим количеством земли или безземельные вооружаются так, как могут, в соответствии с мнением и усмотрением шерифов, бейли и представителей короля.
в) честные йомены с достаточным имуществом, чтобы экипироваться латниками, будут снаряжаться по усмотрению означенных шерифов или королевских представителей.
г) все прочие йомены королевства, в возрасте от 16 до 60 лет, будут иметь подходящие луки и связи стрел, меч, баклер, нож, копье или добрую секиру вместо лука.
д) все горожане и обитатели бургов королевства должны вооружаться в подобной манере и точно так же четырежды в год посещать смотры оружия.
е) обзавестись всем описанными доспехами и оружием к 21 июня следующего года, когда и состоится смотр. Штрафы: с джентльмена – 40 шиллингов в первый раз, еще 40 во второй, 10 фунтов в третий и затем по столько же фунтов всякий раз, когда он не будет внешне отвечать этим положениям; с лучника (bowmane) – 10, 10, 40 и 40 шиллингов соответственно.
ж) чтобы каждый человек был снаряжен и экипирован для своего тела «белым доспехом», бригандинами или хорошими джеками, с splentis и пластинчатыми перчатками и полным доспехом (quhite harnes, brekane tynis or gude jakkis withe splentis and gluffis of plait and complet harnes), на добром коне, сообразуясь с доходами с земель и имуществом, по усмотрению шерифа, королевского представителя или чиновника.

Спустя три года: соседям и обитателям города – и торговцам, и ремесленникам, отныне иметь за свой счет наготове «их защитное облачение, такое, как джек, салад, бригандины, перчатки из пластин (gluiffis of plaitt), ручная секира или меч, либо по меньшей мере означенная секира или меч с саладом и перчатками [из] пластин» (Эдинбург, 1494 г.). В 1498 г. новые распоряжения для тех же обитателей Эдинбурга повторяют перечни вооружения без изменений.
«Чтобы все горожане и держатели земель, принадлежащих городам, имели джек, splentis, салад или белую шляпу с копьем…» (1512 г.). «Служилые люди… должны явиться на смотр оружия… с копьем и луком» (1513 г.).

2

Лейфыч, может фотками/картинками разбавишь?


Вы здесь » Форум клуба ВИК Nordenvinden » 15век » Шотландское вооружение